|
Коммунистическая Партия Российской Федерации
Ленинградское (Санкт-Петербургское) региональное отделение Центральный районный комитет |
|
Оригинал статьи: http://www.sovross.ru/2006/47/47_3_6.htm
И.Я. Фроянов, профессор О классовом и национальном сознании в современном мире
Русский вопрос Процесс глобализации, приобретший на грани первого и второго тысячелетий весьма рельефные очертания, неизбежно ставит нас перед важнейшим теоретическим вопросом о классовом и национальном элементах в современном общественном сознании, их соотношении и взаимодействии, взаимозависимости и взаимопроникновении, наконец о том, можно ли говорить о единстве национального и классового сознания или же это разные, несовместимые понятия и явления. Вопрос этот сложный и трудный, причем не только потому, что подходы к нему не обеспечены пока должными научными изысканиями, но и потому (а точнее сказать, главным образом потому), что глобализация преподносится буржуазными идеологами и учеными как феномен, недавно вошедший в общественную жизнь, феномен, во многом еще непонятный и неразгаданный. Тут скрыт, конечно, умысел, преследующий цель запутать проблему, сбить с толку людей, посеяв в них несбыточные иллюзии о вселенской цивилизации и конечной гармонии человечества. На самом деле все складывается совсем не так. И мы сейчас являемся свидетелями начала небывалой в истории по масштабам схватки за собственность и власть на земном шаре, быть может, последней схватки. ВРЯД ЛИ надо доказывать огромную значимость национальных и классовых проявлений в современном мире. Недаром вокруг этих проявлений возникает столько фальсификаций, извращений, лжи и обмана. Из социальных наук выбрасываются и подменяются коренные понятия: вместо собственности Ч спрос и предложение, вместо государства Ч безликая юридическая конструкция, вместо классов Ч аморфные группы по интересам, вместо национальной идентичности Ч национализм, шовинизм и даже фашизм. Особенно злостным искажениям подвергается все, что связано с классами, классовой борьбой и национально-освободительным движением. Коренной причиной подобных искажений является, на наш взгляд, то, что на протяжении последнего столетия в ходе исторического развития произошло соединение классовой борьбы с национально-освободительной борьбой, превращение угнетаемых народов и наций в эксплуатируемые классы. Согласно В.И.Ленину лклассами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению [...] к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы Ч это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства╗ (В.И.Ленин. ПСС. Т.39. С.15). Последний тезис В.И.Ленина дает ключ к пониманию классового общества как основанного на присвоении чужого труда, т.е. на эксплуатации. Ленинское определение классов остается непоколебленным, как бы ни усердствовали противники ленинизма. Другое дело исторически конкретный образ классов. В этом отношении эпоха империализма внесла заметные новшества по сравнению с эпохой домонополистического капитализма, формируя эксплуатируемые классы на почве не национальной, а международной, можно сказать, на интернациональной почве. Параллельно традиционной классовой системе, замкнутой в границах отдельных национальных государств, возникала новая классовая система, наднациональная по своей конструкции, Ч колониальный империализм. В результате антиколониальная борьба наполнялась классовым содержанием. Нельзя, разумеется, антиколониальную борьбу полностью отождествлять с классовой борьбой. Однако в определенной мере борьба народов против колониального рабства и угнетения являлась классовой борьбой. Признание данного факта позволяет увидеть в общественном сознании колониальных стран переплетение классового и национального, превращающееся на наших глазах в органическое единство. В основе названного превращения лежит, конечно, сама историческая действительность. Итак, в определенных исторических условиях, на определенном этапе общественного развития происходит сближение, а затем и соединение национальных и классовых начал, вследствие чего классовое сознание становится национальным, а национальное Ч классовым. Понятно, что перед нами не одноактное действие, а длительный процесс, свидетелями которого мы являемся. Ясно также, что этот процесс еще не завершился. Но признаки его налицо. И нет сомнений в том, что он набирает силу. Какова историческая механика этого процесса? В свое время В.И.Ленин характеризовал империализм как высшую и последнюю стадию капитализма, как канун мировой социалистической революции. Теперь, по прошествии почти ста лет после выхода известного ленинского труда нельзя не замечать чрезвычайную живучесть империализма, его экономической, социальной и политической системы общественных отношений. Ныне представляется очевидным: империализм преодолел период загнивания, не стал кануном мировой пролетарской революции. Он не только удержал свои позиции, но и поднялся на новую ступень эволюции, именуемую глобальным обществом, или обществом нового мирового порядка. Глобализм есть высшая фаза развития империализма, знаменующая собою лконец истории╗. Но лконец истории╗ не в том смысле, что человечество исчерпало свой эволюционный потенциал, что оно достигло лсияющих вершин╗ социального развития и дальше ему идти уже некуда, как полагают современные буржуазные идеологи. лКонец истории╗, который действительно наступает, состоит в том, что история как естественно-исторический процесс (процесс во многом стихийный) уступает место истории как искусственно-историческому процессу, управляемому из единого центра, который называют мировым правительством. Создан один из самых мощных рычагов управления населением Земли Ч система ТНК, позволяющая установить контроль и власть над самыми, казалось, удаленными друг от друга уголками планеты. Если к этому добавить глобальную финансовую систему, опутавшую своими сетями все народы мира, станет ясно: лконец истории╗ есть не досужий вымысел, а суровая реальность, с которой столкнулись исторически традиционные общества на исходе своего бытия. Новый мировой порядок (глобализм) позволяет лвселенской закулисе╗ манипулировать целыми народами, превращая их в эксплуатируемые классы. В результате внутренние антагонистические противоречия, сотрясавшие ранее капиталистические общества, оказались лперемещенными╗ вовне, приняв форму межгосударственных или межнациональных отношений. Таким образом, был найден эффективный, хотя и временный, способ продления жизни, казалось, отжившего свой век капитализма. Именно это запечатлела концепция стран так называемого золотого миллиарда, в услужении которому должны, по замыслу архитекторов нового мирового порядка, состоять периферийные этносы. Однако, по словам Ф.М.Достоевского, лне может одна малая часть человечества владеть всем остальным человечеством как рабом, а ведь для этой единственной цели и слагались до сих пор все гражданские (давно уже не христианские) учреждения Европы, теперь совершенно языческой╗. Это было сказано в 1880 году. Но до сих пор лмалая часть человечества╗ стремится лвладеть всем остальным человечеством как рабом╗, и в этом стремлении она прямо-таки обезумела. При подобном ходе событий нетрудно предугадать рост национально-освободительной борьбы. Необходимо только помнить, что борьба эксплуатируемых Западом народов является лишь по форме национально-освободительной, тогда как по сути она есть классовая борьба или очень близка к ней. СОВРЕМЕННОМУ человеку нередко бывает трудно разобраться в тонкостях возникающих в мире конфликтов. Причина здесь не только в сложности самого явления, но и в целенаправленной западной пропаганде, затемняющей подлинное существо происходящего. Взять, к примеру, так называемый международный терроризм, ставший притчей во языцех современной западной пропаганды и ее подпевал. Надо заметить, что само изобретение термина лмеждународный терроризм╗ весьма симптоматично. Оно лишний раз свидетельствует о том, что в условиях навязываемой миру Западом глобализации большинство конфликтов возникает между государствами, причем нередко даже в тех случаях, когда эти конфликты происходят внутри тех или иных государств. Внимательный анализ выявляет, как правило, их внешний источник. За примерами далеко ходить не нужно. Это цветные революции в государствах, созданных из обломков СССР. Да и сама гибель Советского Союза во многом обусловлена преимущественно вмешательством извне. лЯ принимал активное участие в революции, которая смела советскую систему╗, Ч делает многозначительное признание Дж.Сорос в своей известной книге лОткрытое общество╗. Зловеще звучат слова президента США Буша-старшего, который заявлял, что крушение СССР есть лнаша победа Ч победа ЦРУ╗. Что касается вышеупомянутого термина, то обычно мы слышим лишь констатации бесчеловечной жестокости и кровавых преступлений на почве международного терроризма. Но для успешной борьбы с этим злом такого рода констатаций явно недостаточно. Необходимо понять и объяснить, чем вызвано появление международного терроризма и что стимулирует его. По нашему убеждению, международный терроризм есть следствие политики Запада по формированию глобального общества, политики, сопровождаемой потерей народами мира национальной идентичности и узурпацией со стороны мировой верхушки власти и собственности. Интервенция Запада во главе с США в экономическую, политическую, религиозную и культурную жизнь народов, выпадающих из лзолотого миллиарда╗, Ч вот что порождало и порождает международный терроризм. Означает ли это, что с резкой сменой вектора политики Запада, его отказа от господства над миром международный терроризм пойдет на убыль? Увы, нет. Безумие глобализации зашло так далеко, что вызвало на Востоке встречную утопическую идею построения мусульманского халифата, простирающегося от Африки до Средней Азии. Данная идея наряду с практикой глобализации стимулирует международный терроризм. И вряд ли кто возьмется предсказать, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие событий. Ясно только, что Запад привел человечество к пропасти. Понятно также и то, что термин лмеждународный терроризм╗ не может быть истолкован однозначно, поскольку он сложен по своему содержанию, обозначая и национально-освободительную борьбу, и классовую борьбу, и способ борьбы за создание мусульманской империи и, наконец, примитивный кровавый разбой, бандитизм. Поэтому следует всякий раз посредством специального анализа выяснять его конкретное значение. Но это, как правило, не делается, причем сознательно, поскольку многозначность термина лмеждународный терроризм╗, покрывающего разные явления, дает возможность выборочного отношения к его содержанию, а точнее сказать, возможность смысловых передержек. Так, сосредоточение внимания на международном терроризме как бандитизме бросает тень на вооруженную борьбу периферийных народов против господства и эксплуатации, устанавливаемых лпередовыми╗ и лвысокоразвитыми╗ капиталистическими странами. На это, по-видимому, расчет тех, кто объявляет международный терроризм главной угрозой человечеству. В наши дни широкое распространение получила теория о столкновении цивилизаций, якобы неизбежном в современном мире. Тем самым затемняется существо вопроса, которое заключается не в цивилизационных различиях и даже не в противоречиях, а в попрании Западом интересов народов, не входящих в лзолотой миллиард╗, в желании Запада перестроить мир по собственным чертежам, создать новую вселенскую систему господства и подчинения. И здесь мы опять упираемся в проблему национального и классового. Мы видим, насколько зыбки границы между этими понятиями. В условиях глобализма грани между ними стираются, они становятся если не полностью, то в значительной степени взаимозаменяемыми. А это означает, что по мере формирования глобального общества, национальное сознание перестраивается по типу классового, а классовое Ч по типу национального. Такое положение вещей прекрасно понимают архитекторы нового мирового порядка и потому стремятся трансформировать нации в единое человечество, представляющее собой этническое месиво. Осуществляется это посредством создания открытого общества, возводимого на базе глобального капитализма и представляющего собой, по мысли западных теоретиков, лассоциацию свободных индивидов, уважающих права друг друга в рамках закона╗. Но жизнь показала опасность такого пути для самого Запада. Недавние события во Франции, когда молодежь арабского происхождения потрясла страну беспорядками, продемонстрировали это со всей очевидностью. Весьма тревожную ситуацию создает и турецкая диаспора в Германии. Как говорится, за что боролись... Особый разговор о России, ставшей жертвой глобализации. То, что произошло с исторической Россией (СССР) есть результат не столько влияния внутренних закономерностей, сколько внешнего воздействия. Россию приговорили к расчленению давно. Еще в начале XX века во французском масонском журнале лАкация╗ была опубликована статья Лимузена. Статья называлась лВопрос об Эльзас-Лотарингии. Германия, Франция, Россия и масонство╗. Там, в частности, говорилось: лПодлинная политика Западной Европы должна состоять в расчленении этого колосса (России. Ч Авт.), пока он не стал слишком опасным. Следовало бы использовать возможную революцию для восстановления Польши в качестве защитного вала Европы, а остальную часть России разделить на три или четыре государства╗. Лимузен в данном случае ничего не выдумал. Он лишь предал гласности давние планы мирового закулисья в отношении России. Заявление Лимузена, как и других ему подобных деятелей, свидетельствовало, однако, что вопрос о расчленении России был переведен на рубеже XIXЧXX вв. в плоскость реализуемого проекта. Это показали ближайшие события, в частности, Первая мировая война, к числу важнейших задач которой относились ликвидация крупнейших монархий в Европе, уничтожение Российской империи и ее расчленение. На это указывает и якобы разработанный Парвусом (Гельфандом) специальный меморандум-план уничтожения России, подсунутый кайзеровской Германии, которая соблазнилась им, но сама угодила в ту же яму, какую рыла России. Ненавистники русского народа уже потирали руки, предвкушая радость победы. Достаточно открыть Версальский мирный договор 1919 года, чтобы убедиться в этом: здесь вместо Российской империи выступают государства на территории бывшей Российской империи. Октябрьская революция и советская власть, установленная в России, разрушили эти планы и почти на сто лет отсрочили их осуществление. СССР (Россию) удалось взять лишь в конце XX века, да и то не с фронта, а с тыла, благодаря предательству высшего руководства страны. Сейчас Россия Ч страна завоеванная. лЦелую Россию отхватили╗, Ч так однажды выразился президент Борис Ельцин. С нами и обращаются, как с побежденными. У русского народа отняли прошлое, похитили настоящее и лишили будущего. Нас медленно убивают, отправляя на погосты по миллиону с лишним ежегодно. Великая, уникальная в мире цивилизация выставлена на посмешище. Огромная страна с ее несметными богатствами отдана на разграбление. Русский народ (трудовой народ) превращен, по сути, в эксплуатируемый класс, обслуживающий интересы Запада и лсвоих╗ олигархов-компрадоров. Так жить далее нельзя. Вот почему русский вопрос является первостепенным в современной политике и в деятельности любой партии, претендующей на лидирующую роль в нынешней России. В первую очередь это касается КПРФ, поскольку в русском вопросе сейчас сходятся ее важнейшие приоритеты: национально-освободительное движение, классовая борьба, солидарность эксплуатируемых народов и наций.
"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 47 (12822), четверг, 27 апреля 2006 г.
|